«Волшебный луч» родом из Украины

/

загруженное (1)Общеизвестно, что кино 13 февраля 1895 изобрели, запатентовав аппарат для его демонстрации, французы – братья Луи Жак и Огюст Люмьеры. Впрочем, есть и другая точка зрения, которую отстаивают некоторые отечественные историки кинематографа. В качестве доказательства они приводят исторический факт. Более чем за год до Люмьеров (9 января 1894 года) Иосиф Андреевич Тимченко, механик-самоучка Новороссийского (Одесского) университета произвел демонстрацию движущихся фотографий делегатам IX съезда врачей и естествоиспытателей. Это и было то самое «кино», которым так прославились Люмьеры. Свидетели «волшебного луча» выразили свое искреннее восхищение открытию Тимченко, но далее этого дело не пошло.

Уникальный механик-самоучка

Хотя – как сказать. Да, украинский механик-самоучка о патенте не думал и, естественно, был несправедливо забыт современниками и потомками, зато режиссеры и актеры не подкачали.

Еще в дореволюционные времена в Российской Империи гремело имя, как ее тогда назвали «королевы экрана», – Веры Холодной, выдающейся актрисы немого кино, родившейся в Полтаве и нередко снимавшейся в Одессе.

Довженко — режиссер века

Эстафету одной из ведущих ролей в кинематографе советского периода у Веры Холодной принял также украинец – выдающийся режиссер Александр Довженко, известный целым рядом кинокартин, попавших в сокровищницу мирового кино – «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1928), «Земля» (1930).

За годы существования украинской школы кино отечественные художники, режиссеры и актеры создали яркий и самобытный стиль, обогативший мировой кинематограф. Александр Довженко, Иван Кавалеридзе, Марк Донской, Сергей Параджанов, Леонид Быков, Иван Миколайчук, Наталья Ужвий – эти имена знают и помнят ценители кино многих стран мира.