Становление украинского кинематографа

/

aea02aa66ff47466c43457ce061a606590964b21Первым звуковым фильмов в Украине стала документальная кинолента «Симфония Донбасса», снятая Дзыгой Вертовой в 1930 году. А вот голоса актеров зрители услышали спустя год в художественной ленте «Фронт», режиссера Соловьева.

Украинское военное кино

Главная задача кинематографа во время Второй мировой войны заключалась в поднятие у народа идеологического военного настроя. Часть кинематографа было эвакуировано на восток. Несмотря на тяжелый период, в это время появились на свет настоящие шедевры мирового кино. Например, фильм «Радуга», снятый Марком Донским по сценарию Ванды Василевской. В этом фильме с необыкновенным художественным мастерством передается трагедия оккупированного украинского села. «Радуга» была отмечена множеством международных наград, однако, эта лента так и не получила «Оскара».

Кинематограф в послевоенные годы

В 1945 по 1953 годы украинский кинематограф был ограничен канонами «социалистического реализма». Фильмы этого периода составляют ценность, как пример гениальной актерской игры и профессионализма кинооператоров.

Украинская кинопродукция стала набирать обороты лишь в период политической «оттепели» конца 1950-х начало 60-х годов. В кинотеатрах вновь крутятся полюбившиеся зрителям ранее ленты — «Весна на Заречной улицы», «Иванна», «Жажда», «За двумя зайцами» и «Сон».

Настоящее развитие к украинскому кинематографу пришло лишь в 60-70-х годах с именами великих режиссеров: Сергея Параджанова, Леонида Осыки, Николая Мащенко, а также, актеров: Ивана Миколайчука, Константина Степанкова, Николая Гринько и Богдана Ступки.

Появившиеся в это время ленты положили начало знаменитой особенности отечественного кино – «украинское поэтическое кино». К наиболее культовым картинам того времени относятся:

  • «Тени забытых предков» С. Параджанова;
  • «Колодец для жажды» Ю. Ильенко;
  • «Верность» П. Тодоровского;
  • «Каменный крест» Л. Осыки.

Кинолента «Тени забытых предков» получила вторую премию на 7 Международном кинофестивале в Аргентине.

Однако, правившая в то время политика «Застоя» стремилась уничтожить украинское поэтическое кино. Сергей Параджанов был удален из кинематографа. Авторское кино «Долгие проводы» Киры Муратовой были запрещены к показу. Та же участь постигла фильмы знаменитого режиссера Юрия Ильенко.