Роль Лысенка в украинской музыке

/

Lysenko_NПоявление Николая Лысенко (1842-1912) имеет эпохальное значение для украинского музыкального искусства. Музыкальное искусство изучал в Липской консерватории в Райненко и Рихтера, а потом и в Римского-Корсакова в Петербурге.

Творческую деятельность Николай Лысенко начал из записей и обработка народных песен, а со временем дорос до написания больших вокально-инструментальных произведений: кантат и опер. Николай Витальевич в своем творчестве часто обращался к поэзии Тараса Шевченко. Все сказанное великим украинским поэтом в стихотворных строках композитор воплотил в музыку. Общее количество произведений, связанных с Тарасом Шевченко и его творчеством, — около 80. Эти творения и сегодня популярны в концертах народных артистов и хоров Украины.

Музыкальное наследие Лысенко составляют 7 сборников песен-соло из фортепиано, 12 сшитков (по 10 песен каждый) хоровых обработок для смешанных и мужских хоров, а также сборники обрядовых песен, детских игр, а также его исследовательская работа в области украинской народной песни.  Кроме творчества Тараса Шевченко, Лысенко также обращался и к произведениям поэтов Ивана Франко, Александра Олеся, Леси Украинки, Бориса Гринченко и других.

Известные оперы Лысенко – «Рождественская ночь», «Тарас Бульба», «Ноктюрн», «Сафо» (неоконченная), «Утопленная», детские «Коза-Дереза», «Пан Коцький», «Зима и весна» и другие.

Исследуя творчество Николая Лысенко, трудно найти что-то одно, характерное именно для него. Но вместе с тем, Лысенко имел свой неповторимый стиль в написании всех музыкальных жанров. Хотя он и не создал какого-то уникального чисто украинского стиля, как, например, Шопен или Сметана, и не поднялся до их уровня, но для культуры своей страны его творчество имеет огромное значение.

  1. Тоша:

    Никогда не слушал классику украинскую, а тут почитал и задумался. Послушал и понравилось. Не все правда.