Письменность на Закарпатье

/

starodМежду закарпатцами и россиянами духовные мосты существуют испокон веков.

Из уст в уста передается огромное количество преданий, которые оставили след даже в литературе, о том, что на Закарпатье распространение письменности началось со второй половины восемнадцатого века, когда сюда прибыли ученики Кирилла и Мефодия, изгнанные из Великой Моравии. Свидетельством можно назвать и торговлю книгами, которую на Закарпатье вели русские купцы.

Есть упоминание о том, что шестнадцатого апреля тысяча семьсот двадцать седьмого владимирские купцы Михаил Вакуров и Иван Шаляпин привезли в Ужгород пятьсот тридцать псалтырей и других церковных книг, за это их арестовали и соответствии с решением австро-венгерского правительства, которое сильно боялось русских церковных книг. Книги эти через время были возвращены купцам после вмешательства российского посла в Вене.

Внимание привлекает тот факт, что купцы из Владимира, с которым в советское время Ужгород заключит договор на социалистическое соревнование, на допросе заявили, что книги они привозят в этот регион уже шестнадцать лет подряд.

В 1756-1757 годах книги задерживали на Ужоцком перевале и доставлялись в Ужгород. В списках их тысяча сто сорок шесть.

На том же Ужоцком перевале двумя годами позже был зафиксировано большое количество книг на девяти возах, первого апреля 1760 — шестьсот девяносто книг, в том числе сто пятьдесят букварей; в 1762-м — семьсот тридцать три книги и в том числе уже четыреста букварей.

Последний транспорт с книгами, который известен истории, был задержан в тысяча семьсот семидесятом году.

Именно с развитием письменности связывается распространение в крае православия, а также начало строительства первых православных церквей и монастырей, которые впоследствии стали центрами славянской культуры.

Православие продолжило свое господство и после того, как Закарпатье стало частью венгерского государства, а венгерская господствующая верхушка решила принять католицизм.

Так случилось, что православие главным образом распространилось среди сельского славянского населения точно так же, как и славянское письмо. При этом католицизм начал распространяться в городах, где проживала венгерская феодальная верхушка, а с католицизмом и латинское письмо.

Так, между этими конфессиями, а фактически — между двумя духовными культурами, началась борьба, отголоски которой чувствуется даже сегодня.

  1. Карэн:

    Вот почитал и буду знать, откуда взялась письменность на Закарпатье. Нужное дело.

  2. Борюсик:

    Вот оказывается, что давным давно есть связь между русскими и украинцами.